НОВОСТИ / ЖИЗНЬ ПРИХОДА

30.04.2024

СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА

Страстная седмица – это главное во всем годовом круге богослужений откровение любви Божией к нам.
Если ты следишь за тем, как Спаситель шаг за шагом, начиная со Своего торжественного входа в Иерусалим, приближается к распятию, если ты начинаешь переживать происходящее как его реальный свидетель или даже участник (знающий чем все закончится), то не можешь в какие-то мгновения невольно не спрашивать: «Господи, зачем же Ты идешь туда? К людям, которые Тебя ненавидят. К людям, которые схватят и будут вершить этот неправедный и бесчестный суд. К людям, которые будут мучить Тебя, а в довершение всего и распнут!».И нет тут другого ответа, кроме как: «По любви. Вас и вашего ради спасения».
Ведь чуть ранее дает Христос нам эту важнейшую «подсказку»: «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15:13). И именно это движение навстречу тем, кто хочет предать Его смерти, это движение навстречу распятию и становится самым явным свидетельством не только о том, что Господь любит каждого из нас. Но и о том, что у этой любви нет никакого предела, она безгранична.
Ведь именно в этом для нас так часто заключается главное преткновение: в том, что мы сомневаемся в Его любви. И, сомневаясь, не решаемся откликнуться – по-настоящему, всем сердцем: а вдруг это будет ошибкой?
А события Страстной в который раз, вновь и вновь уверяют: можно сомневаться в чем угодно, но только не в Его любви. И единственная ошибка только в том и заключается, чтобы на нее не откликнуться.
Спасение на Кресте всегда остается тайной для нас: это так трудно понять, каким именно образом Его распятие, Его крестная жертва становятся причинной нашего спасения, нам не под силу проникнуть в ту мистическую глубину, на которой можно было бы обнаружить ответ на этот вопрос.
Но одно можно утверждать с полной определенностью: нас спасает Его любовь, которая и возводит на Крест. И не просто любовь, а любовь явленная, та, которую мы можем видеть, в которую можем наконец поверить, на которую, опять же, можем решиться откликнуться.
В этом уверении в любви и в нашем отклике на нее – все для нас. Важнее нет ничего.
Игумен Нектарий (Морозов)

17.04.2024

Крест в жизни человека

Крест есть то, что возлагается на нас Богом, а не нашей волей. Крест доверия Богу в трудных обстоятельствах — об этом и многом другом рассказывает иерей Константин Корепанов.


01.08.2023

 

 


16.05.2023

ОБРАЗ «ТРОИЦА» ПРП. АНДРЕЯ РУБЛЁВА ВОЗВРАЩЁН ЦЕРКВИ

В ответ на многочисленные просьбы православных верующих Президентом Российской Федерации В.В. Путиным принято решение о возвращении Русской Православной Церкви чудотворной иконы «Троица», написанной преподобным Андреем Рублевым.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла чудотворный образ будет выставлен для общенародного поклонения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы в течение года, а затем займет историческое место в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

03.04.2023

О СМЕРТНОМ ГРЕХЕ УНЫНИЯ

В новом выпуске программы «Дорога к храму» вместе с гостем протоиереем Борисом Рожковым отвечаем на вопросы: почему уныние считают смертным грехом, в чем его коварство и опасность, как бороться с унынием?


20.03.2023

НЕДЕЛЯ 3-Я ВЕЛИКОГО ПОСТА, КРЕСТОПОКЛОННАЯ

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Удивительное дело: мы поклоняемся Честному Кресту и прославляем святое Воскресение. Мы привыкли видеть Крест, мы привыкли; ещё даже не осознаём, что такое Крест, и кто такой Христос, — а на нас уже надели маленький крестик, и мы уже носим его, привыкаем к нему. Вот, ребёночек только ходить начал, — а уже его несут, прикладывают ко кресту. Сам уже может дойти, дотянуться до какого-нибудь большого Распятия, но он же не понимает, чтó такое Крест. Мы привыкаем ко Кресту раньше, чем мы можем осознать, чтó это такое. Конечно, если мы хоть немного внимали Слову Божьему, немного слушали, чтó говорит Христос через Евангелия, или святых отцов, — как сегодня читалось слово архиепископа Луки, — мы что-то понимали бы, до нас бы доходила какая-то часть слов, которые читались сегодня в Евангелии: что мы должны взять крест и идти за Христом. Какой-то частью нашего сердца мы откликаемся и говорим: «Ну да, конечно, надо нести свой крест». Человек взрослый понимает под этим крестом тягость рабочего дня, нехватку зарплаты, трудности в том, чтобы прокормить свою семью, если она у него большая; или плач о том, что семьи нет, или она маленькая. Человеком пожилым это, в основном, понимается так, что надо терпеть болезни, надо терпеть соседей, — ну, по крайней мере, некоторых. Человек воспринимает крест как некий элемент терпения в своей жизни, — но понимает это именно как трудность. Но ведь эти трудности терпят все: на работу-то ходят все, и верующие, и неверующие; и болеют все — и верующие, и неверующие; и детей может не быть у всех — и у верующих, и у неверующих; и плохие соседи бывают у всех — у верующих, и у неверующих. И пьющие соседи есть в любом подъезде, — и неряшливые соседи, и шумные. И все одинаково терпят шумного соседа — как неверующая бабушка, бывшая коммунистка, — так и верующая женщина с двумя детьми. Чем мы тогда отличаемся от неверующих людей, если, на самом деле, всем нам приходится здесь что-то терпеть, — хотя бы уральскую погоду, или низкую зарплату, — или онкологию свою или своих близких? Мы не задумываемся об этом. Мы просто привыкли к тому, что нам приходится что-то терпеть, — и считаем это крестом, и проживаем всю жизнь, думая, что несём крест, — а, на самом деле, не умеем его нести, — как когда-то пел Александр Малинин, — «не крест, — бескрестье мы несём, — но как сгибаемся убого» под этим «бескрестьем»! И надо снова войти в храм, как в первый раз, снова встать перед Крестом и попытаться, в меру своей любви к Висящему на нём, представить, чтó это было для Него. И опять всё то же: боль предательство, одиночество; — так и мы то же самое несём, — и что? Снова постояли, поклонились — и ушли. Когда-нибудь однажды, в один удивительный день до нас дойдёт, Кто висит на этом Кресте. Нет, мы знаем, конечно: Христос, Господь и Бог наш, — но мы поймём, что там висит Бог, — когда не умом, а сердцем придём к Богу. Начальник, Который позволил бить Себя подчинённым; Отец, Который позволил плевать в Себя Своим детям; Господин, Который спокойно принял восстание слуг, — Бог, не обличающий Своего творения. До нас дойдёт, чтó же такое Он сделал; — как же смог Он, будучи нашим Хозяином и Богом, Творцом, прийти сюда и позволить над Собой издеваться. Одним движением мысли могущий обратить землю в ничто, и наказать всех, кто на ней живёт, — и тех, кто Его бьёт, и этих мерзких противных бесов, и Ирода, и Пилата, и убежавших учеников, и Иуду, — всех-всех мог наказать — было за что. А Он — не наказывает. Его бьют — а Он смиряется. Сколько бы я ни говорил — смысла не прибавится, потому что это надо пережить сердцем, а не головой, не умом; не сознанием — а нашим сердцем. А мы никогда этого не переживём, никогда в жизни — пока не вытерпим удара от того, кто нас ударил. «Да как он смеет! Да кто он такой? Кто посмел в меня плюнуть! Как он посмел меня оскорбить!» — и мы взрываемся. Мы бурлим просто: «Да как он смеет! Да я сейчас Богу помолюсь, Он ему устроит! Он ему покажет! Да как он смел вообще!» — И ходим год, другой, третий, вспоминая то, что сделал нам другой человек, и негодуем, и падаем на колени: «Господи, накажи его! Он сволочь! Он посмел меня обидеть, — меня, Твоего раба ударить, плюнуть, обозвать посмел!» Мы никогда не узнаем, Кто там висит на Кресте, пока не захотим сделать то, что Он нам приказал нам делать: «Хочешь идти за Мной — возьми крест и следуй за Мной». «Ну да, я сейчас возьму крест: вот, у меня болезнь, — я буду её терпеть».
Нет, ты потерпи не болезнь, ты потерпи другое: тебя, когда ты попадёшь в больницу, будут унижать — терпи. Тебя не будут лечить — терпи. Тебя будут оскорблять — терпи. Будут называть уродом, недотёпой, никчёмным человеком, — а ты терпи, потому что твой Бог терпел. Ты будешь плакать от бессилия, — но ты познàешь тайну Христова Креста. Или ты пошёл в школу, а тебя снова обзывает или директор, или учитель, или ребёнок, или техничка, или повар на кухне — все норовят тебя укусить, обидеть, унизить, сказать тебе, что ты — ничтожество, дерьмо, сволочь — а ты терпи, потому что Он так делал. «Да нет же! Да никогда! Да ни за что на свете я не позволю так к себе относиться! Я прокляну и это время, и эту эпоху, эту страну и этих людей, буду говорить: «То ли дело у них там, на Западе! Вот человеческое отношение! Вот где настоящие люди живут!» Да, там — «человеческое» отношение, там торжествует гуманизм. Но там уже никто не может спастись, потому что никто ничего терпеть не может и не хочет. Они создали «рай на земле», в котором они и погибнут, потому что спасает человека только крест — но крест, поднимаемый добровольно, когда человек понимает, что терпит он это.  Да, он может написать родственникам в Москву, может позвонить зятю в министерство, может использовать какие-то другие связи или деньги, обратиться в суд или правоохранительные органы, — прокуратуру, наконец, в Следственный комитет, — и добиться, чтобы его права соблюдались. И добьётся он, или не добьётся, — но он не сможет простить, — не сможет, потому что он прошёл мимо креста, он так и не понял, чтó претерпел Распятый на нём. Боль? Мы все её терпим. Одиночество? Мы все одиноки. Он мог всех уничтожить — и был бы прав в малейшем проявлении Своего гнева, против кого бы он ни был направлен; но Он не захотел — чтобы спасти тех, кто Его распял на Кресте. Кто Его распял на Кресте? Проклятый Пилат? Или Ирод? Или римский император? Или эти поганые хари римские, которых снял Мэл Гибсон в своём фильме? Нет! Это я его распял, — я. Это мои грехи Его туда привели, это за мой грех Он там висит. Это мои раны на Нём. И если я откажусь это признать — нет мне счастья со Христом. Только когда я понимаю, что эти раны я Ему нанёс, — не потому, что я Его бил (я трус, — у меня бы рука не поднялась), а потому, что Он принял на Себя мои раны, — которые мне предназначались; моё наказание — на Нём; мои грехи — на Нём. Это мои грехи привели Его в этот мир, сделали Его страдающим Богом, и пока я этого не пойму, — я ничего не понял в христианстве — ничего. Он из-за меня терпит, Он меня терпит, Он меня не хочет наказывать. Он говорит: «Сын, нельзя! Смотри, Мне больно, сын! Не надо больше Меня мучить! Пожалуйста, потерпи со Мной! Видишь — основное терплю Я. Тебе только немного — ты братьев, сестёр потерпи, — и мы будем вместе. Иди за Мной! Нам обоим тяжело — только тебе и Мне тяжело в этом мире, если ты — сын Мой. Видишь — Я плàчу, и ты плачешь. Я плàчу больше, чем ты, но если мы будем плакать вместе, мы пойдём, — мы выйдем из этого ужаса и кошмара, но надо потерпеть, — не просить о защите, не восставать, не бунтовать, а сделать то, что́ сделал Я».  Это же безумие! Это же ненормально — терпеть, когда тебя обижают. — Но другого христианства нет. Поэтому Христос говорит сегодня в Евангелии: «Кто постыдится слов Моих, — того и Я постыжусь». Нет другого христианства. Мы должны терпеть. Что бы там ни было: захочет Он — освободит нас от наших мучителей; не захочет — примет с радостью в Своём Царстве. Захочет — накажет тех, кто делает нам плохо; захочет — накажет нас за то, что мы делали свои собственные грехи и были неверными Его детьми, — всё Он сделает на благо нам и во славе Своей, чтобы каждый входящий туда понял, почувствовал, пережил, какую неизреченную, непостижимую, невыносимую любовь имеет к каждому человеку наш удивительный Бог. Аминь.
Иерей Константин Корепанов


08.02.2023

СРЕДЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА.
ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ В ДУХЕ И ИСТИНЕ.
ИЕРЕЙ КОНСТАНТИН КОРЕПАНОВ


02.03.2023

ВРЕМЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Время Великого поста — это действительно время, когда нужно многое переосмыслить, о многом задуматься, многое подвергнуть беспристрастному суду и, самое главное, вынести из этого внутреннего самоанализа твердую решимость не делать то, что нас оскверняет, что надрывает нашу совесть, что мы сами ясно осознаём и опознаём в себе как грех. Именно к такой внутренней духовной работе все мы призываемся во время Великого поста. Конечно, можно всем этим и не заниматься. Можно даже и храм формально посещать, как это нередко бывает, или даже формально присутствовать на исповеди, вместе со многими повторять «грешен» или «грешна», а мыслям своими отстоять далеко от того, что происходит, и не вкладывать в эти слова покаянное чувство. Что же тогда происходит? Ничего не происходит! И никакого прощения мы не получаем, потому что по-настоящему не испрашиваем у Господа этого прощения.
Ещё и ещё раз надо сказать, что время Великого поста — это особое время. Время духовного сосредоточения, молитвы, особого зоркого взгляда внутрь самого себя, опознания в своей внутренней жизни того, чего там присутствовать не должно, если мы хотим спастись и наследовать Царствие Небесное. И дай Бог, чтобы наступивший Великий пост многим из нас помог сделать решительный шаг на пути изменения своей жизни. Почти всегда не получается это сделать на 100 %, но если даже на небольшой процент мы поменяем свои мысли, свои чувства, свои слова и свои дела в той их части, в которой для нас самих они представляются греховными, ненужными, отягощающими нашу жизнь, то эти малые шаги будут сделаны в правильном направлении. А если они будут сопровождаться еще и горячей молитвой, прошением Господу, чтобы Он поддержал нас на трудном пути духовного возрождения и восхождения, и если молитва сия будет услышана, то это будет великий знак того, что Господь вместе с нами на тернистом пути к избавлению от наших грехов и нашей неправды.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл


27.02.2023

ВСТУПАЯ В ВЕЛИКИЙ ПОСТ

Мы сегодня вступаем в Великий Пост. Это наш путь к обретению победы над грехом, которую Христос совершил для нас, чтобы она стала и нашей победой. Это должна быть не только телесная победа, когда мы ограничиваем себя в пище, но одновременно и духовная победа, когда преодолеваем свои страсти, побеждаем грехи.
Евангельские слова Иисуса Христа: Царство Божие внутрь вас есть (Лк.17:22), – говорят о том, что эта духовная победа совершается именно в сердце человека. Бог ещё в светлом первозданном состоянии людей заповедал им хранить и возделывать рай, трудясь над своей душой, но, к сожалению, человек не справился с этой задачей. Бог призывает нас вернуться к своему предназначению, очистить образ Божий в себе и достичь богоподобия.
Бог есть любовь, и Царство Божие – это Царство побеждающей любви. Кто любви Христовой не имеет, тот для Бога не родной, не становится чадом Божьим, – сказано в Священном Писании. Понятно, что мы очень далеки от того, чтобы иметь такую совершенную любовь. Но вопрос не в том, что мы имеем, а в том, куда мы идём. Задача дьявола простая – разделяй и властвуй; это касается семьи и общины, страны и разных народов.
Да, у всех нас есть грехи, и мы далеки от того состояния, к которому нужно стремиться. Те же искажения духовной и телесной природы имеет и любой неверующий человек. Но тот, кто живёт со Христом, кто идёт к Нему, верит Ему и исполняет Его Евангелие, начинает лечить свою душу от этой искажённости.
Борьба с искажённостью нашей духовной природы проявляется не только в том, чтобы не делать греха, но и в том, чтобы не держать его в своем сердце, сохранять в душе мир и постараться простить всех, даже тех, кто с нами дела иметь не хочет.
Люди на исповеди порой каются не в своих, а в чужих грехах, и это тупик. Мы должны выйти из этого состояния, чтобы любовь Христова победила! Нужно стараться увидеть свои грехи и принести покаяние. Может мы и не решим всех своих проблем, но зато обретём мир в сердце и вступая в Великий Пост, сможем обращаться к Богу в надежде, что и Он нас услышит: Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим… А если мы не можем простить кому-то обиду, нужно просить Бога в этом помочь.
Протоиерей Борис Балашов


08.02.2023

ОТКРЫТИЕ ВЫСТАВКИ «РУССКАЯ ГОЛГОФА»


01.02.2023

АНОНС ВЫСТАВКИ «РУССКАЯ ГОЛГОФА»

Настоятель Тихоновского храма г. Клина протоиерей Анатолией Фролов рассказывает о том, что жители Клина увидят на выставке «Русская Голгофа», которая пройдет с 5 по 20 февраля в выставочном зале им. Карапаева в Клину.


06.12.2022

ЗА ГОРОДОМ ХОРОШО!


29.11.2022

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ

Мы живем в 2022 году от Рождества Христова. У нас есть Священное Писание Нового Завета, которое открывает нам жизнь и учение Иисуса Христа. У нас есть та Православная Церковь, которую Господь основал силой Духа Святого в пятидесятый день по Своем Воскресении.
Так о какой же подготовке к Рождеству Христову, которое мы уже много лет отмечаем как великий двунадесятый праздник, может идти речь? Зачем нам Рождественский пост? Между тем пост и подготовка к празднику Рождества Христова очень важны именно для православных христиан.
Протестант благочестиво почитает Библию, вспомнит евангельские события, произошедшие две тысячи лет назад – прекрасные и благочестивые воспоминания о священных событиях согревают нашу душу.
Вспоминает эти события и Святая Церковь в предрождественские дни. Однако для православного человека нужно большее. Нам необходимы не только воспоминания, но и таинственное прикосновение к священным событиям, и духовное участие в них.
В благодатной жизни Православной Церкви это возможно потому, что Церковь живет в двух измерениях: она существует в пространстве и времени и одновременно принадлежит вечности.
Именно в Православной Церкви и только в ней возможно так молиться: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими». То есть прими меня сегодня (днесь) участником Твоей Тайной Вечери, которая была две тысячи лет назад. Мы ведь граждане не только земного государства, существующего в настоящее время, но и Небесного вечного Царства Божиего.
Через таинственную духовную связь с этим вечным миром, где нет прошлого времени и всегда «сегодня», мы можем становиться не только зрителями, но и духовными участниками священных событий, конечно, понимая, что к таким духовным «встречам» мы не готовы. А потому надо приложить большие усилия, чтобы ослабить нашу греховную страстность, немирность и прочие духовные болезни, чтобы праздник Рождества Христова был не только благочестивым воспоминанием, но и дал нам возможность духовного участия в этом событии. Именно для этого установлен Рождественский пост, дающий нам возможность поднапрячься в духовном лечении греховных язв нашей души, усиленной молитве, более подготовленном и частом Причащении Святых Таин, вдумчивом чтении Священного Писания, примирении с людьми, и, конечно же, активном совершении добрых дел по отношению ко всем тем людям, которых Господь ставит на нашем жизненном пути. Для нас очень важно, чтобы образ милосердного самарянина стал подлинным примером для подражания в самых разных жизненных ситуациях.
Правильно проведенный пост оздоравливает нашу душу, улучшает отношения с близкими и знакомыми, учит бороться с собственным эгоизмом и помогает становиться любящими Бога чадами, для которых воля Небесного Отца гораздо важнее собственной.
Постараемся же в меру наших сил готовиться к духовному участию в величайшем событии всемирной истории – Пришествии Бога в человеческий мир для обновления и преображения наших душ и для обретения вечной жизни: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3).
Протоиерей Борис Балашов

 


21.10.2022


28.09.2022

МОЛИТВА О СВЯТОЙ РУСИ

Господи Боже сил, Боже спасения нашего, призри в милости на смиренныя рабы Твоя, услыши и помилуй нас: се бо брани хотящии ополчишася на Святую Русь, чающе разделити и погубити единый народ ея.
Возстани, Боже, в помощь людем Твоим и подаждь нам силою Твоею победу.
Верным чадам Твоим, о единстве Церкви Русския ревнующим, поспешествуй, в духе братолюбия укрепи их и от бед избави. Запрети раздирающим во омрачении умов и ожесточении сердец ризу Твою яже есть Церковь Живаго Бога, и замыслы их ниспровергни.
Благодатию Твоею власти предержащия ко всякому благу настави и мудростию Твоею обогати!
Воины и вся защитники Отечества нашего в заповедех Твоих утверди, крепость духа им низпосли, от смерти, ран и пленения сохрани!
Лишенныя крова и в изгнании сущия в домы введи, алчущия напитай, недугующия и страждущия укрепи и исцели, в смятении и печали сущим надежду благую и утешение подаждь!
Всем же во дни сия убиенным и от ран и болезней скончавшимся прощение грехов даруй и блаженное упокоение сотвори!
Исполни нас яже в Тя веры, надежды и любве, яко да единеми усты и единем сердцем исповемыся Тебе, Единому Богу в Троице славимому. Ты бо еси заступление, и победа, и спасение уповающим на Тя, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.


28.09.2022

1 ОКТЯБРЯ — КРЕСТНЫЙ ХОД
«ТРОПОЙ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ»


27.09.2022

ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ

Нынешний праздник, полное название которого – Всемирное Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня, имеет в себе элемент воспоминания о событии, которое произошло
Около 326 г. царица Елена, мать царя Константина, отправилась в Палестину, чтобы выполнить его поручение. Она нашла святые места, которые были связаны с земной жизнью Господа нашего Иисуса Христа, но важнейшей целью экспедиции равноапостольной Елены было обретение подлинного Креста Христова. Почему так важен был этот Крест? Это же орудие казни, как можно его почитать?
Однажды я беседовал с одной женщиной иеговисткой. Этот разговор был очень ярким и запомнился, потому что с одной стороны, я натолкнулся на полное непонимание смысла веры Христовой, а с другой – на этом фоне ещё ярче проявилась значимость Креста для людей православных.
– Как же вы можете целовать крест? Это равносильно тому, что мать будет целовать револьвер, из которого застрелили её сына. Это же полнейшее безумие! – сказала она.
– Всё верно. Если чей-то сын был побеждён и поэтому застрелен, – это безумие, – ответил я. – Но если сын победил врагов и освободил людей от рабства с помощью этого револьвера, тогда он перестает быть орудием поражения, а, напротив, становится орудием спасения.
Да, Христа убили на Кресте, но есть смерть телесная, а есть духовная. Спаситель не противился позорной казни и врагам, которые хотели Его убить, потому что Его задача была не Себя спасти, а людей.
Он отдает Свою жизнь на Кресте, погружается в смерть, сходит душой во ад и разрушает его. Иисус Христос проповедует там Евангелие и тех, кто уверовал, освобождает от адского состояния и изводит из адской темницы.
Мертвое тело Христа не разлагается, более того, оно соединяется с душой и воскресает. Не так, как воскресли те люди, которых Спаситель возвращал к земной жизни. Они всё равно потом умерли. Сын Божий обретает вечную жизнь Небесного Царства, преодолевает искаженность человеческой природы и эту победу несёт всем нам!
Поэтому Крест Христов – это выражение самоотверженной и жертвенной любви Христовой. И когда царицей Еленой был найден Крест, обагрённый Его кровью, – свидетель и орудие этой любви, в его подлинности удалось убедиться почти сразу же.
Во время поисков были найдены три креста, и возник вопрос: «Какой же из них Христов?». Стали возлагать их на больного, и при наложении третьего креста, он исцелился. Тогда стало ясно: вот он, Животворящий Крест.
Поскольку собралось громадное количество народа, чтобы увидеть Крест, епископ Иерусалимский Макарий взял его и с молитвой и благоговением стал поднимать на все четыре стороны, благословляя народ. «Господи, помилуй!» – взывали люди, потому что всем сердцем отвечали на дивную любовь Христову. Крест, как выражение этой любви, был им дорог.
Начинается почитание Креста. Казалось бы, это неодушевленный предмет, деревяшка, но на этом Древе Христос одержал великую победу ради человека и Воскрес, совоскресив нас с Собой, даруя всем людям воскресение.
Поэтому для нас Крест Христов – святыня. И не имеет значения, что мы прикладываемся не к тому самому Кресту, на котором был распят Господь. Для православного человека Крест – как икона, образ, и, по учению Церкви честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу.
Крест имеет великую силу. Как воины используют в битве оружие, так христиане в борьбе с искушениями, трудностями, скорбями и себя, и близких, и свой путь, и предметы вокруг осеняют крестом. Во время литургии священник благословляет крестным знамением хлеб на дискосе и вино в чаше, и силою Креста Христова они становятся Святыми Дарами – Телом и Кровью Воскресшего Господа.
Поклоняясь образу креста, мы поклоняемся тому Кресту, на котором Христос распят, силу того Креста принимаем. Праздник Воздвижения – не только и не столько воспоминание событий церковной истории: мы здесь и сейчас совершаем поклонение Кресту и им благословляем нашу жизнь, наш храм, город, людей, которые в нём живут, наше Отечество.
освящаемся. Но надо помнить, что на любовь Христову мы можем ответить только своей любовью.
Протоиерей Борис Балашов


28.08.2022

УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Сегодня мы вспоминаем Царицу Небесную, Пресвятую Деву Марию, Ее Успение. Мы молимся перед изображением Ее плащаницы, мы молимся Той, Которая не убоялась претерпеть мучения и даже смерть во имя Сына Своего и стояла у Креста. Какое еще могло быть более яркое и сильное свидетельство того, что Она со Своим Сыном, со Спасителем, так что никакой человеческий страх не отогнал Ее прочь? Она была готова принять смерть вместе с Ним, но Господь сподобил Ее другого жизненного пути. Пресвятая Дева прожила долгую жизнь, Она собрала вокруг Себя апостолов, Она стала Матерью Церкви, Матерью первой общины последователей Ее Сына и Бога нашего. И сегодня, вспоминая Успение Пресвятой Богородицы, мы благодарим Господа за многие и многие славные явления Божественной силы. Сам факт того, что мы с вами исповедуем сегодня веру в Господа и Спасителя, что мы окружаем честную плащаницу Богоматери, что мы противостоим многим соблазнам, искушениям и диавольским наваждениям, целью которых является отрыв человека от Бога, есть знамение милости Пресвятой Богородицы ко всем нам. И сегодня наша молитва к Ней о том, чтобы Ее державный Покров простирался над народом нашим, ограждая от искушений и соблазнов, укрепляя в вере православной, чтобы Ее державный Покров простирался над Отечеством нашим, ограждая его от всякого врага и супостата, чтобы внутри Отечества сохранялась вера православная, возрастая и укрепляясь в сынах и дочерях Церкви нашей. И верим, что тогда и здесь, на земле, нас ждет славное будущее, но, самое важное, мы и после смерти сподобимся войти в тот мир, где Пресвятая Богородица являет Свою вечную славу.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл


19.08.2022

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ

This slideshow requires JavaScript.


14.08.2022

ИЗНЕСЕНИЕ ЧЕСТНЫХ ДРЕВ КРЕСТА ГОСПОДНЯ

Сегодня очень удачно сочетается воскресная служба с праздником Кресту Христову. По-славянски праздник называется «Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня», а по-русски мы говорим «Изнесение Честных Древ Животворящего Креста».
Более полутора тысяч лет назад в православном Константинополе август был временем самых страшных болезней, этому способствовала царившая в те дни жара. Чтобы защитить людей, из храма Святой Софии выносили крест, сделанный из древа Креста Господня, частицы которого разошлись по всему миру. С молитвенным пением христиане крестным ходом обходили громадный столичный город, и болезни прекращались.
Но это не только история, люди и сейчас болеют заразными болезнями, в том числе ковидом. От чего зависит действенность нашей связи со Спасителем мира? В первую очередь, от веры и молитвы! Сила Креста Христова действует всегда, но только там, где есть вера. Потому что это сила любви Христовой, Который ради нас пошёл на страдания, чтобы Своей Крестной смертью и Воскресением победить нашу смерть, наши страдания, греховную искажённость нашей природы. А для тех, у кого нет веры, крест будет просто символическим изображением.
Мы помним слова: «Если Бог сотворил нас без нас, то Он не спасёт нас без нас». И в том сердце, где есть благодарность Спасителю, где любовь Христова вызывает ответное чувство любви, есть вера, которая действует любовью и она становится чудотворной!
В сегодняшнем воскресном тропаре восьмого гласа говорится о значении Крестной смерти Христа для людей: С высоты снизшел еси, Благоутробне, погребение приял еси тридневное, да нас свободиши страстей, Животе и Воскресение наше, Господи, слава Тебе.
С высоты снизшел еси – то есть Господь сошёл с высоты, только не в пространственном смысле. Божественный мир, где пребывают Бог, ангелы и святые души по своей духовной и нравственной чистоте гораздо выше, чем наш мир.
Слово Благоутробне образовано из слов «Благо» (Любовь) и «утроба» (внутренность), то есть Бог есть любовь, Он весь такой, и Он сходит на землю ради нас, чтобы нас освободить от плена смерти и дьявола.
И далее поём: погребение приял еси тридневное. Мы помним, что Иисус Христос был Распят на Кресте, тело Его было положено в гробовой пещере и находилось там в пятницу, субботу и часть следующего дня, а душа сошла во ад. Тело и душа Христовы, хотя и разделённые смертью, совершали свою победу. Душа – в аду, разоряя его и возвещая там Евангелие, а тело – Воскреснув во гробе. Но Иисус Христос Воскресает не так, как люди, которых Сын Божий воскрешал во время Своей земной жизни, а так как мы воскреснем по Втором Пришествии Христа – без страсти, без греха, без скорбей, в обновлённом теле и с душой, обновлённой любовью и благодатью Божьей, чтобы никогда не умирать.
Нас свободиши страстей – Сын Божий принимает тридневное погребение, чтобы нас освободить от страстей. Слово «страсти» употребляется здесь в значениях «страдания» и «искажённости нашей природы в результате грехопадения прародителей». Поэтому мы восклицаем: Животе и Воскресение наше, – то есть «Жизнь наша и Воскресение наше!»
Христос совершает победу над силами зла и смерти Своим Крестом – тем, который омыт Его кровью, освящён Его страданиями и любовью, поэтому образ этого Креста в такой же степени чудотворен, как само древо Креста. Потому христиане и носят на груди образ этого Креста Христова, изображают его в храмах, на стенах и устанавливают на куполах церквей. И не имеет никакого значения, что это не тот же самый крест. Духовно он связан с Крестом Христовым напрямую, потому что «честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу», как учит нас Святая Церковь.
Для нас крест, как и икона – это встреча с реальностью иного мира. Образ Креста имеет ту же силу, что и Крест Христов. Мы и рукой его изображаем, совершая крестное знамение, кого-то или что-то благословляя. И сила Креста Христова обязательно действует, если нас с Господом соединяет живая вера, действующая любовью! Аминь.
Протоиерей Борис Балашов


11.08.2022

В связи с болезнью настоятеля служба 14.08.2022 отменяется


29. 07.2022

ИМЕННОЙ КИРПИЧ

В Клинском благочинии проходит акция «Именной кирпич». Жертвуйте! Надейтесь! Дарите! Восстановим Троицкий собор вместе!


28. 07. 2022

ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА
ДЕНЬ КРЕЩЕНИЯ РУСИ

Сегодня в честь праздника в храме прошла Божественная литургия, а в 12.00  — торжественный колокольный звон.


 

18.07.2022

ПАМЯТЬ ПРП. СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО.
ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК

18 июля 2022 года Русская Православная Церковь отмечает 600-летие обретения мощей прп. Сергия Радонежского. В Клинском благочинии есть несколько храмов, имеющих престол в честь этого святого, и один из них духовно связан с Троице-Сергиевой лаврой. Это церковь Вознесения Господня с. Тархово. В день праздника здесь была отслужена праздничная Божественная литургия, которую возглавил настоятель храма протоиерей Борис Рожков.
Из истории храма известно, что княгиня Тархова в 1570 году передала свои земли Троице-Сергиевой лавре. Тогда здесь была деревянная церковь в честь святого Симеона Богоприимца, и вторая деревянная церковь Рождества Богородицы, которая была построена в период с 1533 по 1612 г. В храмах совершали богослужение лаврские монахи.
Во время Литовского нашествия в 1608–1612 годах обе церкви и село с окрестными деревнями были полностью сожжены, жители убиты или изгнаны. Село стало возрождаться только спустя несколько десятилетий после окончания Смутного времени, а храм – ещё позднее.О новой Рождественской церкви в приходных окладных книгах Патриаршего Казенного приказа «жилых данных церквей» в 1737–1739 гг. по Рузской десятине записали так: «Церковь Рождества Пресвятыя Богородицы в вотчине Троице-Сергиева монастыря, в Рузском уезде, в присёлке Тархове, которая построена на пустовой рождественской земле».
При Екатерине II, в 1764 году, земли были отобраны, и началась совершенно другая эпоха.
При изменении уездных границ Тархово с деревнями вошло в Клинский уезд.
В конце XVIII века вместо деревянной начали строить новую, кирпичную церковь. Освящение главного, Вознесенского престола в холодной (летней) церкви состоялось в 1800–1801 годах. В тёплой зимней церкви – в трапезной – были устроены приделы в честь Рождества Пресвятой Богородицы и преподобного Сергия Радонежского.
В советское время церковь постигла участь, типичная для большинства храмов. Во время войны храм был временно закрыт, здание использовалось немцами для содержания русских военнопленных, а в 1962 году Вознесенский храм закрыли окончательно. Здесь разместились стеклодувные мастерские, в алтарной части – контора. Внутри были устроены перегородки, заложены центральный и южный проемы в алтарной стене. Эти годы оставили свой след – закопченные стены, разбитые полы. Были утрачены внутренняя и наружная фактура стен и вся служебная утварь.
Однако в храме сохранился двухъярусный с трехъярусной центральной частью иконостас с позолоченной резьбой, предположительно относящийся к 1840-м годам, с позднейшими резными накладками, кованые железные двери и металлические решетки на окнах, а также пол в трапезной, выложенный из белокаменных плит. В целом сохранилось и само здание церкви Вознесения Господня. Церковная ограда за последние десятилетия была разрушена, до нас дошел только фрагмент её кирпичных арочных ворот. Сохранилась, хотя и в поврежденном виде, церковная сторожка. Именно здесь в 1994 году возобновились богослужения.

Фото: Ирина Ермакович

This slideshow requires JavaScript.


12.06.2002

ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ.
ПЯТИДЕСЯТНИЦА

This slideshow requires JavaScript.


09.06.2022


07.06.2022

В Казани состоялся фестиваль православной песни. Первое место заняла песня про Тархово. Автор Виктория Овчинина.

 


02.06.2022

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ
Престольный праздник

This slideshow requires JavaScript.

 


31.05.2022

СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА В НЕДЕЛЮ 6-Ю ПО ПАСХЕ ПОСЛЕ ЛИТУРГИИ В ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сердечно поздравляю вас, Высокопреосвященные и Преосвященные владыки, отцы, братья и сестры, с сегодняшним воскресным днем. Евангелие, которое мы сегодня слышали (Ин. 9:1-38), исполнено — как и все, что Господь говорил людям, — очень глубоких смыслов; но мы настолько привыкаем к евангельским чтениям, что не очень-то употребляем усилия, чтобы попытаться вникнуть в то, что нам сказано. Конечно, помогают раскрытию смысла Священного Писания замечательные книги духовного содержания; этому также посвящается проповедь в храме. И очень важно, чтобы слова Евангелия не проходили мимо нас, мимо нашего внимания, потому что эти слова — от Самого Бога, и нет ничего более важного, значительного и нужного для человека, чем Божие Слово.
Давайте подумаем о сегодняшнем чтении. Это история слепого человека, которого исцелил Господь. Ученики спрашивали: «За что ему такое — слепой с самого рождения? Кто согрешил, он или его родители?» То есть ученики восприняли этот страшный недуг как Божие наказание, как отвержение слепого человека Божиим Промыслом; но Господь отвечает: «Ни он, ни родители, но чтобы явились на нем дела Божии». И мы знаем, что Господь исцеляет слепорожденного, и это великое явление Божией силы свидетельствует о том, что для Бога нет ничего невозможного. Одновременно это чудо явлено для того, чтобы каждый страждущий понимал: страдание не должно нас разрушать, потому что над всеми нами — Господь. И если Господь кого-то посещает страданием, допуская болезни, печали и воздыхания, то не для того чтобы погубить человека, но чтобы на нас, при правильном восприятии скорби, явились дела Божии. Именно поэтому святитель Иоанн Златоуст называет скорбь школой любомудрия, то есть любви к мудрости, через которую познаются Божественное всемогущество и милость.
Каждый из нас проходит через скорби, которые мы на современном языке, заимствованном не из церковного Предания, а из науки, называем стрессами. Но, как ни назови, это скорби человеческие, когда и разум, и сердце словно погружаются в эту стихию страданий. Конечно, такое погружение подрывает и физическое здоровье, но нередко люди, проходя через скорби, делают из своего тяжелого опыта самые опасные выводы. Одни отрицают Бога: где же Ты, Боже, если я так скорблю? Другие, не отвергая Господа, ослабевают в молитве: просил у Господа, просил, а исцеление, избавление так и не наступило…. Но очень многие, проходя через испытания, укрепляются в вере, анализируя и правильно оценивая их последствия. Ведь если человек с определенного расстояния внимательно посмотрит на то, что когда-то привело его в состояние стресса, тяжести душевной, то может прийти к выводу: а ведь это было не напрасно. Вот почему святитель Иоанн и называет страдание школой любомудрия, то есть обретения особой мудрости. Наверное, это самый главный вывод, который мы должны делать, когда погружаемся в тяжелое состояние — либо по состоянию здоровья, либо через утрату ближних, либо через тяжелые житейские обстоятельства, связанные с неудачей по работе, раздорами в семье, да просто невозможно перечислить все причины, по которым мы погружаемся в глубочайшую скорбь. Но именно тогда мы и должны осознать, что не для нашей погибели, а для нашего спасения скорби допускаются Господом, и вспомнить слова Златоуста, что скорбь — это школа любомудрия, открывающая нам подлинный смысл Божественного замысла, в котором только любовь и забота о каждом из нас.
Сегодня мы вспоминаем страшные события в истории нашего Отечества. Во-первых, решение о разделении Руси, которое принял тогдашний вождь Ленин. До того единую Русь стремились разделить враги, а киевские князья, затем князья московские, цари, императоры стояли на защите единства страны. Но вот пришел такой господин или товарищ и ликвидировал единую страну, создав на территории исторической Руси независимые государства. Поскольку все, что делали революционеры, было связано с обманом народа, то и сделанное этим человеком несло в себе обман. С одной стороны, он подписал все эти декреты о том, что на территории Руси создаются независимые государства, но очень скоро от его решения мало что осталось. Но решение-то было! Верховный правитель принял решение разрушить свою страну, и мы знаем, что последствия того страшного решения и сегодня откликаются на судьбе всех нас — людей, живущих и в Российской Федерации, и на Украине, и в Белоруссии, и в других местах. Конечно, многие свыклись, многие даже считают, что все это хорошо; сколько голов — столько умов. Но великая страна, оплот Православия, сила, уравновешивавшая все другие силы, через эти страшные исторические решения ослабла. Впрочем, не настолько, чтобы с ней вообще перестали считаться, и потому сегодня мы лицом к лицу сталкиваемся с новыми проблемами, которые связаны опять-таки с тем, что предпринимаются опасные попытки ослабить наше Отечество. И верим, что Господь не допустит этого по молитвам святых угодников, по молитвам всех святых, начиная от отцов Киево-Печерских, отцов, во всех русских монастырях подвизавшихся, и особенно новомучеников и исповедников Церкви Русской. Верим, что по молитвам всех наших святых Господь приклонит милость Свою к народу нашему, к Церкви нашей и не допустит погибели.
Сегодняшний день связан с появлением страшного декрета о так называемом изъятии церковных ценностей. Церковь была готова, Патриарх Тихон был готов помочь голодающим: как только начался голод, Патриархом было принято решение отдать определенные церковные ценности, например, драгоценные ризы с икон. Но для каждого верующего человека было ясно и понятно, что такие священные предметы, как евхаристические сосуды, раки со святыми мощами не могут быть отданы, потому что иначе совершится святотатство. Святейший Патриарх со своими собратьями принимает решение помочь голодающим, в том числе передав им значительную часть церковных ценностей, но ведь не это было нужно властям! Им не нужно было, чтобы Церковь помогала голодающим, — им нужно было, прежде всего, скомпрометировать Церковь в глазах людей: вот посмотрите, у них такие богатства, а они не помогают голодным! И потому вслед за этим декретом, невзирая на позицию Патриарха Тихона и епископата нашего, готового отдать многое из церковных ценностей в помощь голодающим, начинается принудительное изъятие ценностей, сопровождавшееся осквернением святынь. Мощи вытряхивались из гробниц, святые сосуды, на которых совершается Святая Евхаристия, сваливались в кучу, и все это потом отправлялось либо на продажу за границу, либо на переплавку. Вот чего не могли вынести русские православные люди, и наступила великая скорбь, потому что гонители, провозгласившие себя народными избранниками, стали разрушать наши национальные святыни, несмотря на волю большинства народа. Да не просто разрушать — сколько же крови тогда пролилось! Сколько грязи было вылито на Церковь! Сколько мер было предпринято, для того чтобы, как говорил тогдашний правитель Ленин, расстрелять как можно больше реакционного духовенства! Вот что нужно было тогдашним властям.
Сегодня я говорю об этом в связи со столетием того страшного события. Наверное, те, кто задумал и кто совершал это особенно варварское и жестокое гонение, думали, что это конец: поставим точку, и кто же после такого в себя придет? Но Церковь доказала, что сильна не материальными ценностями, хотя они всегда бережно хранились в Церкви как как жертва верующих людей, как их дар Самому Богу. Но даже не этим сильна Церковь, но духом веры и способностью укреплять верующих, с тем чтобы они могли противостоять духам злобы поднебесной (Еф. 6:12).
Сегодня мы, конечно, не можем не скорбеть и о том, что происходит на братской Украине. Несомненно, те же духи злобы поднебесной ополчились на Церковь нашу, стремясь не просто разделить православных людей Руси и Украины, но сделать так, чтобы между нами пролегла пропасть. И не просто пропасть, но чтобы ров был выкопан, подобно тем рвам, которые используют во время военной операции, чтобы враг не прошел. Глубоко убежден в том, что поелику все эти усилия не от Бога и не по Божиему благословению, эта цель никогда не будет достигнута. Потому что, несмотря на любые перемены границ между государствами, Церковь единого народа, вышедшего из Киевской купели Крещения, как и сам народ, будет, несомненно, хранить в сердце своем, в памяти своей, в благочестивых обычаях своих великое наследие предков, идущее от князя Владимира до сего дня. Сегодня некие силы, якобы выступая за благо кого-то из наших народов, выкапывают эти рвы, думая, что тем самым обеспечат счастье и благополучие. Никогда ничего подобного не происходит — где ложь, где война, где ненависть, где попытки столкнуть людей, там не может быть и человеческого благополучия.
Еще и еще раз хочу сказать: мы с полным пониманием относимся к тому, как сегодня страдает Украинская Православная Церковь. Мы с пониманием относимся к тому, что Блаженнейший митрополит Онуфрий и епископат должны действовать сегодня максимально мудро, чтобы не осложнять жизнь своего верующего народа. Мы ко всему этому с пониманием относимся, но мы молимся и о том, чтобы никакие временные внешние средостения не разрушили духовное единство нашего народа. И просим Господа, чтобы духовные ценности, которые сформировал наш благочестивый народ под покровительством единой Русской Православной Церкви, и которые укоренены в душах и сердцах людей, принесли свой плод стояния за единство Церкви и за Божию правду.
Всех вас, мои дорогие, поздравляю с сегодняшним особым воскресным днем. И, размышляя об исторических событиях, которые мы сегодня вспоминаем, осознавая, что враг рода человеческого и сегодня сеет семена раздора на просторах Святой Руси, будем молиться за то, чтобы Господь сохранил всех нас, все народы Руси в единстве, благочестии, чистоте и силе, способной преодолевать прилоги вражеские. Молитвами святых угодников Божиих, и в Киево-Печерской лавре просиявших, и во всех других монастырях Руси, да поможет Господь Церкви нашей мужественно, мудро, со смирением, но и с силой продолжать укреплять народ свой в вере, благочестии и чистоте. Аминь. Христос Воскресе!


10.05.2022

ПРОСТО РАДУЙТЕСЬ ТОМУ, ЧТО ВЫ ЖИВЫ

Я чемпион по унынию. С чего вы взяли, что я радостный человек, я вообще не знаю.  Это очень большая проблема — где черпать радость. На самом деле, правда в том, что радость всегда с нами, просто бывают такие обстоятельства, когда она очень глубоко прячется, но пока человек жив — он в радости. Основание нашей радости, основание нашего упования – это опыт переживания себя живым человеком, это само по себе очень хорошо, просто очень здорово. И об этом никогда не надо забывать, потому что мы, особенно люди городской культуры, народ ранимый, нас очень легко выбить из колеи, потому что мы привыкли к комфорту.
Привычка рефлексировать, по всякому поводу задумываться, тоже вредная. Меньше думаешь – больше живешь, как ни странно. Я наблюдаю за своей мамой, за бабушками знакомыми — это люди очень простые, они привыкли к труду, привыкли к трудностям, но они счастливы уже тем, что они утром проснулись, есть возможность выбраться на огород, все хорошо, все живы.
Опыт переживания себя живым человеком всегда идет вместе с опытом благодарности. Это своего рода духовное упражнение, и если его не практиковать, вы будете постоянно гоняться за иллюзиями — тем, чем нас мучает, насилует современная культура и особенно реклама. Это могут быть призраки успеха, здоровья, красоты. Принимать себя живым, принимать свое тело, свой возраст – это очень важно. Сравнивая себя с фотомоделями, осознаешь, что ты толстый, пойдешь и еще больше тортов съешь от отчаяния — но это лишь один из призраков.

Нам кажется, что родители нам что-то недодали, друзья у нас не такие, с Родиной не повезло, школа не та была. А вот у «правильных» людей, наоборот, была возможность учиться, у них были хорошие родители, там была настоящая порода, а я – сплошная неудача, и всё у меня не так. Чепуха это все, друзья мои!

Третий момент – это опыт смеха. Нужно над собой просто иногда поржать — именно не посмеяться, просто поржать. Не относитесь к себе серьезно. Преподобный Иоанн Лествичник, например, был известный «хулиган» и очень хороший педагог. Он говорил, что если одолевает уныние, ничего страшного, если вы предадитесь чревоугодию или лишний часок поспите. То есть, если ничего не помогает, если вы не можете погрузиться в метафизические бездны переживания себя как живого человека, или в экзистенциальный опыт переживания себя как человека благодарящего, или опыт смеха в постмодернистском вкусе, то просто наешьтесь и поспите — и проснетесь счастливым, радостным, солнышко будет светить.
Еще очень важный момент: людям, склонным к депрессии нельзя «сбиваться в стаи». Если у вас есть знакомый с такими проблемами, соблюдайте «карантин», чтобы он вас не заразил или вы его не заразили. Когда вы вместе, депрессия начинает резонировать еще сильнее. Об этом Достоевский очень удачно написал. Когда мармеладовы друг друга находят, очень грустно получается. Если бы по отдельности жили и хорошо питались… А то что же – Раскольников проснулся, ему Анастасия принесла спитой чай, и то он отказался пить. Конечно, пойдешь и зарубишь любого человека, не только старуху, если ты не высыпаешься и питаешься плохо. Что он там в первый день съел, помните? Пирожок и стопку водки, опьянел и упал в кусты, проспал несколько часов и проснулся от холода — что это такое? Конечно же, преступник вырастет из такого образа жизни.
Еще раз: сон, правильное питание, отдых, смех, благодарность — и не перегружайте себя мыслями, просто радуйтесь тому, что вы живы.
Архимандрит Савва (Мажуко)


29.04.2022

НАГРАЖДЕНИЕ ЗА ТРУДЫ

27 апреля епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Фома совершил Божественную литургию в храме в честь Богоявления Господня в д. Бородино.
За богослужением Его Преосвященству сослужили: благочинный Мытищинского церковного округа протоиерей Димитрий Оловянников, настоятель Богоявленского храма в д. Бородино иеромонах Тихон (Дергачёв), благочинный Долгопрудненского церковного округа протоиерей Андрей Хмызов, благочинный Дмитровского церковного округа протоиерей Афанасий Чорногуз, благочинный монастырей Сергиево-Посадской епархии игумен Алексий (Горлычев), благочинный Химкинского церковного округа протоиерей Артемий Гранкин, благочинный Солнечногорского церковного округа протоиерей Антоний Тирков, благочинный Пушкинского церковного округа протоиерей Иоанн Монаршек, благочинный Клинского церковного округа протоиерей Евгений Мальков, благочинный Сергиево-Посадского церковного округа протоиерей Александр Колесников, благочинный Дубненско-Талдомского церковного округа протоиерей Павел Мурзич, благочинный Яхромского церковного округа иерей Сергий Бернацкий, благочинный Королёвского церковного округа иерей Димитрий Поповский, благочинный Рогачёвского церковного округа иерей Сергий Сафронов и епархиальное духовенство.
На малом входе к празднику Святой Пасхи Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ряд клириков были удостоены очередных богослужебно-иерархический наград.
Владыка поздравил молящихся с праздником Светлого Христова Воскресения и поблагодарил награжденное духовенство за их самоотверженные труды на благо Святой Матери Церкви.
Среди клириков Клинского благочиния крестом с украшением был награждён и настоятель нашего храма протоиерей Борис Рожков.
Пресс-служба Сергиево-Посадской епархии

This slideshow requires JavaScript.


24.04.2022

СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ

This slideshow requires JavaScript.


18.04.2022

СТРАСТНАЯ И СВЕТЛАЯ СЕДМИЦЫ

Всё настолько быстро происходило, события сменяли друг друга с ускоренным темпом.
В воскресенье народ кричал: «Осанна Сыну Давидову!», в среду блудница помазала Христа миром, в четверг Господь установил Таинство Евхаристии, потом молитва в Гефсиманском саду, взятие под стражу, хождение к Пилату, Ироду и обратно, битье, издевательства, ночной суд, распятие, покой Субботы и утро первого дня Воскресения. Дни, как видите, архинасыщенны, крайне сжаты. А потом все распрямилось, как пружина, и вот весь мир живет уже две тысячи лет благодаря тем событиям, зная или даже не зная об этом. Если бы Страсти Господни продолжились хоть на один день, никто бы не выжил. Апостол Петр был на грани безумия от скорби и собственного предательства, Иуда повесился, не дотерпел до Воскресения. Все были перепуганы, растеряны, находились в ужасной скорби. Если бы Господь воскрес на пятый день, Он не нашел бы ни одного апостола. Это для нас сегодня покой Великой субботы разбавлен знанием о грядущем Воскресении, а ужас распятия скрашен пониманием того, что Христос на самом деле жив. Апостолы же этого знать не могли – для них все было очень жестко, кошмарно, уныло. Мы воспоминаем эти события, переживаем их. Цель богослужений Страстной седмицы – не благочестивая память, размышления о чем-то, а включение нашей личности в само событие. Вообще же в Евангелии все идет очень плотно: Христос говорит, проповедует, исцеляет, воскрешает мертвых, ходит по водам, умножает хлебы, направляется к страданию… И ведь еще далеко не все из Его деяний записаны! Евангелие – пища сильнейшей концентрации. Поэтому и Страстная неделя в этом смысле – концентрированное Евангелие.
Протопресвитер Александр Шмеман, вспоминая об архимандрите Киприане (Керне) – известном литургисте, которого называли «православным доминиканцем», то бишь ученым монахом, – писал, что отец Киприан жил только Страстной и Светлой седмицами. Он был несколько нелюдимым, сторонился общения. Будучи монахом, в любом семейном кругу чувствовал себя неуютно, старался скрыться, убежать. А вот на Страстной неделе оживал, расцветал. Мне кажется, это важные слова, характеризующие богослова, поскольку Страстная и Светлая – это концентрат наибольшей скорби и радости одновременно. А все остальное – этакая гомеопатия.
Избыточная тревога о столах – обличение маловерия. Излишние мысли в сторону того, что поесть и попить, колбасные и творожные выверты сознания говорят о том, что мы мало понимаем, что такое пост, Евангелие и Кто такой Христос. И это будет судить нас в свое время. Страстная неделя требует отнятие внимания от второстепенного. Если и возрождать что-то в церковной традиции, то делать это нужно не с точки зрения «священного» быта, а начинать надо с Литургики, Евангелия, с глубоких переживаний христианской общиной всех событий относительно Страстей Христовых. Ну, а быт – так или иначе – будет добавлен, оформлен и украшен: окна будут чистыми, занавески свежими, яйца сваренными и выкрашенными. 
Должны испытывать, но не должны выжимать чувства из себя искусственно и насильно. Не стоит изображать из себя волевыми усилиями то, что должно происходить по дару свыше. Радость Пасхи, смесь слез и улыбок на лицах, ликующее сердце – это и есть награда за пост и за веру в целом, за стояние в ней. Разные народы радуются по-разному. Во время схождения Благодатного огня в Иерусалиме арабы, скажем, танцуют, кричат, бурно выражают восторг веры. Но есть и радость тихая, менее заметная внешне. Это наблюдается у нас, так как наш культурный код более сдержан. Мы предпочитаем внутреннее ликование. И тем не менее, лица должны быть светящимися, слезы – искренними. Одним словом, пасхальная радость призвана быть подлинной и для работавших с первого часа, и для пришедших в час одиннадцатый.
Протоиерей Андрей Ткачев


17.04.2022

ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ


09.04.2022

СУББОТНИК

В нашем приходе состоялся субботник по подготовке храма и территории к празднику Пасхи.

This slideshow requires JavaScript.

 


06.04.2022

ЧЕЛОВЕК БУДЕТ ОСУЖДЕН ТОЛЬКО ЗА ОДНО – ЗА ТО, ЧТО ОН НЕ УВИДЕЛ БОГА В СВОЕЙ ЖИЗНИ

На Страшном Суде – величайшем событии человеческой истории, связанным с вечной жизнью и смертью каждого из нас, человек будет осужден только за одно – за то, что он не увидел Бога в своей жизни. Оправдан человек на Страшном суде будет только одним: «Вы увидели Меня».
В Евангелии мы читаем именно об этом: «Наг был, и вы одели Меня, голоден, и вы накормили, болен, и вы посетили Меня». И напротив – вы не увидели Меня, когда Я был болен, когда Я был в темнице, когда Я нуждался в вашей помощи. Вот какое задание дает Бог человеку, посылая его в мир, – постичь и увидеть Бога. И от того, выполнит человек это задание или нет, зависит вся его будущая учесть.
Суд Божий будет состоять не в карах, не в громах и молниях, а в том, что мы сами почувствуем, где наше место, увидев самих себя и бесконечную Божественную любовь к человеку. Каждый человек без исключения предал эту любовь. Мы восчувствуем всем существом своим, что каждое зло, принесенное нами в мир, каждый грех – были распятием всемогущего великого Существа, Которое всего Себя отдало за нас.
Всё то, что мы скрываем от других и порой даже пытаемся скрыть от самих себя, всё, что наиболее стыдно для нас, всё раскроется пред лицом всевидящего Бога, перед взорами нашей души. В ужасе будут стоять люди, ожидая последнего приговора своего Создателя. Невозможно представить, как будут трепетать тогда сердца каждого из нас. «Все обнажено суть, – говорится в церковном песнопении, посвященном этому событию, – ничто не утаится».
Митрополит Тихон (Шевкунов)


29.03.2022

25 ЛЕТ В СВЯЩЕННОМ САНЕ

30 марта празднует 25-летний юбилей священнической хиротонии настоятель нашего храма протоиерей Борис Рожков. Накануне, в воскресенье 27 марта после Божественной литургии прихожане тепло поздравили настоятеля и пожелали ему многая и благая лета.

This slideshow requires JavaScript.


27.03.2022

НЕДЕЛЯ 3-Я ВЕЛИКОГО ПОСТА, КРЕСТОПОКЛОННАЯ

Страдания — это часть нашей жизни. Страдание входит в жизнь человека, и если его не сопровождать молитвой и правильным к нему отношением, то можно очень сильно себе навредить, порой непоправимо.
Что же помогает нам иначе взглянуть на страдания? Крест Христов. Для чего Господь взошел на крест? Для чего Он принял все эти страшные страдания? Он их принял для того, чтобы нас избавить от самого страшного — от власти греха. Крест Христов неразрывно связан с пониманием того, что через крест явилось нам спасение, искупление, освобождение.
А что же происходит, когда мы в жизни сталкиваемся с нашими крестами? Мы отмахиваемся от креста как можно дольше, а когда наконец понимаем, что отмахнуться нельзя, то либо впадаем в уныние, либо ожесточаемся. А на самом-то деле — если Господь дает нам Свой образ, если Он предлагает нам взойти на наш маленький крест, то, наверное, не для того, чтобы мы погибли, но для того чтобы мы, по образу распятого Спасителя, искупили свои собственные грехи.
Чтобы этот маленький крест — болезни и скорби, которые нас посещают, — мы воспринимали именно как наш крест, а не как совершенно неоправданный и несправедливый поворот судьбы. Чтобы мы не воспринимали страдания и скорби как случайность, как нечто вдруг свалившееся на нас, подобно тому как сосулька весной падает с крыши и может убить человека. Всё не так!
Если мы имеем в жизни скорби и страдания, особенно такие, от которых не можем избавиться, — давайте вспомним Господа и Спасителя, ведь Он тоже страдал. А что в результате Его страданий? Род человеческий искуплен от греха. Если мы будем воспринимать наши скорби как наш крест, как шанс искупить наши грехи, то не будет отчаяния, скорби, ропота на Бога и на людей.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл


18.03.2022

ОБРАЩЕНИЕ ПАТРИАРХА КИРИЛЛА

Возлюбленные собратья-архипастыри!
Дорогие отцы, братья и сестры!

Мы переживаем сегодня непростой исторический период: все наши мысли, тревоги и молитвы связаны с происходящими событиями на Украине. Но даже в самые трудные времена испытаний наш народ искал помощи у Пресвятой Богородицы, которая всегда была усердной ходатаицей и заступницей Святой Руси.
Во дни Великого поста, когда Церковь в покаянии предстоит Господу, обращаюсь ко всем вам, мои дорогие, с призывом читать ежедневно «Канон молебный ко Пресвятой Богородице, поемый во всякой скорби душевной и обстоянии» с прибавлением к нему утвержденной ранее молитвы о восстановлении мира.
Обратим же наши взоры и воздыхания к усердной Заступнице рода христианского, дабы по Ее неотступному материнскому ходатайству Человеколюбивый Господь приклонил Свою милость к нашим народам и даровал крепкий и необоримый мир.

МОЛИТВА О ВОССТАНОВЛЕНИИ МИРА

Владыко Многомилостиве Господи, Иисусе Христе, Боже наш, молитвами Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, святых равноапостольных великого князя Владимира и великия княгини Ольги, святых Новомучеников и исповедников Церкви нашея, преподобных и богоносных отец наших Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев, Сергия, игумена Радонежского, Иова Почаевского, Серафима Саровского и всех святых, благоприятну сотвори молитву нашу о Церкви и о всех людех Твоих.
От единыя купели Крещения, еже при святем князе Владимире, мы, чада Твои, благодать восприяхом, — дух братолюбия и мира в сердцах наших навеки утверди!
Иноплеменным же языком, брани хотящим и на Святую Русь ополчающимся, — запрети и замыслы их ниспровергни.
Благодатию Твоею власти предержащие ко всякому благу настави, воинов — в заповедях Твоих утверди, лишенныя крова — в домы введи, голодныя — напитай, недугующая и страждущая — укрепи и исцели, в смятении и печали сущим — надежду благую и утешение подаждь, на брани убиенным — прощение грехов и блаженное упокоение сотвори.
Исполни нас яже в Тя веры, надежды и любве, яко да во всех странах наших единеми усты и единем сердцем исповемыся Тебе, Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу, со Безначальным Твоим Отцем, Пресвятым Благим и Животворящим Твоим Духом во веки веков. Аминь.


07.03.2022

ВЕЛИКИЙ ПОСТ: В ПОИСКАХ СМЫСЛА

В центре нашего церковного года – Пасха. Она стоит не просто неуловимо плавающей датой, но и внушительной смысловой конструкцией. Можно даже сказать так: «В начале была Пасха. И Пасха была с Богом. И Бог был Пасха. Все от Пасхи произошло, и без Пасхи ничего бы не было, что было».
Чем Церковь жива? Пасхой. От Пасхи, как круги по воде, расходятся во все стороны и наши богословские порывы, и церковные уставы, и богослужебные правила. Исходят от Пасхи, в Пасху возвращаясь, вновь замыкаясь и сходясь в этой светлой и радостной Тайне.
А что такое Пасха? На этот вопрос нельзя ответить раз и навсегда. Этот вопрос невозможно закрыть. Мы отвечаем на него каждый год. Ищем ответа очень долго, каждый для себя и все вместе. В этом вопросе и лежит смысл Великого поста.
Великий пост – это долгое, семинедельное отвечание всей Церкви на вопрос: «Что такое Пасха?» Длящееся незавершенное действие. Незавершаемое, но увенчиваемое ответом: «Воистину воскресе!»
Великий пост – дело всей Церкви. Нельзя «поститься про себя». Великий пост – не мое личное дело, не личное дело патриарха или священника, это наше общее дело. Как это дело назвать одним словом? Богомыслие. Великий пост – событие богомыслия всех православных христиан без исключения. Никто из православных христиан не должен остаться вне поста, то есть вне работы созерцания Страстей и Пасхи. Об этом говорит и 69-е правило святых апостолов: «Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во Святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток кроме препятствия от немощи телесныя, да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен».
Не хочешь быть отлучен от общения церковного? Постись.
А если я просто не могу такое есть! Я просто не выдержу!
Вот ради таких вопросов и стоит искать последний смысл постного порядка. Воздержание от пищи – не цель поста и даже не его смысл. Пост не в пище.
Цель поста – богомыслие Страстей и Воскресения.
Воздержание от пищи – средство, не цель и даже не отличительная особенность поста, это некий метод, способствующий этому богомыслию, созерцанию смыслов. Таким образом, у поста есть два аспекта – центральный и подчиненный. Воздержание от пищи и другие ограничения носят служебный характер по отношению к главному делу поста – всецерковному богомыслию.
Что нам дает такая расстановка акцентов? Богомыслие – главное, воздержание от пищи – служебное, подчиненное, не абсолютное. Стратегии постного воздержания могут быть разными. Не для всякого человека отказ от рыбы или молока будет способствовать созерцательной работе. Кого-то эти аскетические опыты, наоборот, отвлекут от созерцания. Неразумный пост не должен стать препятствием к богомыслию, как и распущенность или беспечность в воздержании.
Пост для человека, а не человек для поста.
Критерий постных ограничений: что я не позволил бы себе делать, если бы созерцал Страсти Христовы? Это простой вопрос. Он очень многое проясняет в наших церковных уставах, снимая целый ворох пустых вопросов. Из него надо исходить, когда пытаешься определить свою меру аскетического усилия. Хочешь определить свою меру поста, спроси себя еще раз: что я не позволил бы себе делать, если бы созерцал Страсти Христовы? Есть люди, которые не могут ругаться или врать, если в комнате есть иконы. В церкви мы инстинктивно, не сговариваясь, говорим шепотом. В храме нас укрощает священное пространство. Великим постом нас обуздывает священное время. Если в святые недели я предаюсь богомыслию, разве я могу вместе с этим развлекаться на пирушке или смотреть комедию? Все очень просто.
Пост – дело всей Церкви. Общецерковный характер поста заключается в том, что в большие посты вся Церковь, то есть каждый крещеный человек, даже ребенок, получает конкретное церковное задание, тему для созерцания и богомыслия: если это Рождественский пост, тема – «Воплощение Бога Слова, Творца нашего мира», если Великий пост – «Страдание Господа, Его смерть и победа над смертью». Для того чтобы это богомыслие буквально заполнило всего человека, приходится отказаться, во-первых, от внешних впечатлений, хотя бы ограничить их, чтобы найти место для созерцания, во-вторых, правильно настроить свой навык питания, потому что избыток пищи, ее качество сильно влияет на способность концентрироваться, собирать внимание, укрощать эмоции.
Пост – дело всей Церкви. Из чего это следует? Из Прощеного воскресенья. Мы просим друг у друга прощения не для того, чтобы лишний раз всплакнуть и освежить эмоции. Хотя это тоже бывает полезно. Если мы все вместе приступаем к одному большому и серьезному делу, нам следует закрыть все личные и несущественные вопросы. Ничто не должно мешать этому большому делу. Нельзя делать большое дело, не забыв себя, не оставив всю суету и мелочность, недостойную великой задачи.
Мы просим друг у друга прощения в канун поста, чтобы вновь пережить и обнаружить единство, вступить в пост вместе, соборно. Поэтому в чине прощения участвуют все, ругался ли ты с кем-то или ты кротчайшее существо – войди в церковное единство, не только осознай, но и переживи дело поста как дело всей Церкви.
Разрушит ли наше единство и соборность разнообразие стратегий воздержания от пищи? Нет. Потому что это всего лишь средство. Единство разрушает отказ от всецерковного дела созерцания Пасхи Крестной и Пасхи Воскресения.
А как это – созерцать всей Церковью? Прежде всего – быть на церковной службе. Богослужение есть частный случай богомыслия. Храм – учебная аудитория созерцания. Здесь мы перенимаем опыт богомыслия древних мистиков и пророков. Научишься слушать и понимать церковную службу – поймешь все богословские тайны Евангелия.
Опыт постного всецерковного богомыслия – постное богослужение. Есть такие счастливцы, которые умеют хранить огонь церковного богомыслия и вне церковных стен. Для нас это велико и почти недостижимо. Но в Церкви этот опыт доступен каждому. Надо просто попытаться. Всецерковное богомыслие приучает и готовит к непрестанному созерцанию.
Это опыт не только богословия и богомыслия, но еще и опыт красоты, потому что постное богослужение – это очень красиво.
Прятаться от этой красоты – глупо.
Прятать эту красоту – преступно.
Архимандрит Савва (Мажуко) 


08.01.2022

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

Знаете, о чем я каждый раз думаю, когда наступает Рождество? Наверное, о том же, о чем и вы… О том, как мог Господь прийти в этот мир – настолько неуютный, настолько холодный, настолько враждебный. В мир, который был доверен людям совсем в ином состоянии, а в результате стал таким. Как это необъяснимо, как это таинственно, как это невозможно… И в то же время – реально.
Мы очень часто чувствуем себя на земле потерявшимися, заблудившимися, сбившимися с пути. Но – не пропавшими совершенно. Почему? Потому что есть Он, пришедший сюда за нами однажды, став Человеком, и не оставляющий при этом никогда. И каждый, кто хочет быть с Ним, находится, перестает заблуждаться и путь – обретает. И постигает, что значит сказанное им о Себе: «Я есть Путь, Истина и Жизнь» (Ин. 14, 6).
И еще я думаю о другом… О том, что было бы, если бы Он не пришел. Как страшно это было бы, как беспросветно темно. Но в том-то и дело: не прийти Он, Всемогущий, не мог. Он никогда не бросает тех, кого любит. А любит – всех, кого создал, кому дал этот удивительный дар – бытия. И не менее удивительный дар – свободы.
Он всегда близок к нам, хотя мы можем не чувствовать, не сознавать этого. Ближе, чем одежда, в которую мы одеты, чем воздух, которым мы дышим. Но сегодня такой день, когда Он, кажется, еще ближе – если только это возможно.
И главное, чего хочется пожелать сейчас и всем, и себе самому, это никогда этого ощущения не терять. В нем для нас – всё.
Игумен Нектарий (Морозов)


13.11.2021

ДЕСЯТЬ ЛЕТ СО ДНЯ ВЕЛИКОГО ОСВЯЩЕНИЯ ХРАМА

Ровно 10 лет назад, 13 ноября 2011 года, по благословению  митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, архиепископом Можайским Григорием было совершено освящение восстановленного Вознесенского храма с. Тархово Клинского благочиния
«Освящение храма – событие не меньшее, чем его освящение после завершения строительства. Ведь этот храм был закрыт. Власти, когда лишали его духовенства и службы, рассчитывали, что он никогда не воскреснет, никогда не оживет. А все равно он теперь как заново построен!.. Чудеса бывают на свете, и если кто-нибудь в этом сомневается, пусть приезжает к нам в Россию, чтобы эти чудеса видеть каждый день, и особенно в строительстве и реставрации храмов. Это на самом деле чудо, потому что враги Церкви, думая уничтожить православную веру в нашей стране, конечно же, в первую очередь, разрушали места, где верующие могли собираться для молитвы. Разрушали наши храмы, святыни, святые обители, и сейчас видно, что не удались эти их планы, а наш православный народ, по крайней мере тот начаток, который остался верным Христу и Его Церкви, не примирился с тем, что храмы наши были разрушены, а продолжает их восстанавливать. Среди великих трудностей и при материальном неблагополучии мы можем благодарить Господа Бога за то, что Он посылает добрых людей, которые, имея какой-то достаток, уделяют часть своих средств на возрождение жизни Русской Православной Церкви. Потому что только силами наших прихожан, наверное, не могли бы мы восстановить ни одного храма» (Архиепископ Можайский Григорий).

This slideshow requires JavaScript.


23.09.2021

ЗАЧЕМ НУЖНЫ ОГЛАСИТЕЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ ПЕРЕД ТАИНСТВОМ КРЕЩЕНИЯ

В новой программе «Дорога к храму» отвечаем на вопросы телезрителей: зачем нужны огласительные беседы перед Крещением? Кто такие крестные родители и как их правильно выбрать? На эти и другие вопросы отвечает настоятель храма священномученика Иоанна Фроловского в посёлке Чайковского священник Михаил Хайрутдинов.

 


18.07.2021

ПАМЯТЬ ПРП. СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО.
ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК


04.05.2021

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!


01.05.2021

ВЕЛИКАЯ СУББОТА. ОСВЯЩЕНИЕ КУЛИЧЕЙ


16.03.2021

ВЕЛИКИЙ ПОСТ

Человек, который живет Богом, всегда находится в смиренном состоянии духа, всех прощает и всем желает спасения. Но чтобы обрести истинное смирение и такую всепрощающую любовь, человеку нужно много потрудиться над собой: по словам апостола Павла, много терпеть, был милостивым, не завидовать, не превозноситься, не бесчинствовать, не искать своего, не раздражаться, не мыслить зла, не радоваться неправде, а радоваться истине, всему верить, все покрывать, всего надеяться, все переносить. Таковым должно быть состояние святой души. В ней Царство Небесное становится незыблемым достоянием сердца. Большинство из нас еще далеки до этого идеала. Многие находятся лишь в духовном детском саду, кто-то сел за парту, пойдя в первый класс, кто-то оканчивает старшие классы, редкие вступают в университет. Но главное то, что мы учимся. Хорошо, или пока не очень, но у нас есть цель. Господь с любовью глядит на каждого из нас, помогая младенцам в вере делать первые шаги, и любознательному ребенку учить первые главные слова: БОГ, ВЕРА, ЦЕРКОВЬ. А дальше Он возьмет в Свою ладонь еще не окрепшую руку школьника и начнет с ним выписывать в тетрадке трудные крючочки – «воздержание», «послушание», «терпение», «молитва» … Так, шаг за шагом, переводя нас из класса в класс, ведет Мудрый Отец своих чад в Царство добра и света.
Архимандрит Кирилл (Павлов) говорил: «Православный человек всегда обязан учиться. Он обучается службам, таинствам и – останавливается. Почему? Потому что не знает о дальнейшем продвижении. Вначале человек учится поведению по Евангелию и отсутствию дурных желаний – это начальная школа. Далее отречению от греховных страстей и победе над ними – это старшие классы. Потом обузданию ума, стяжанию благодати и достижению святости – это университет. Каждый человек должен быть спасен во Христе – это прямая задача Церкви!», «Редкие люди получают благодать в отрочестве, другие обретают ее как дар непрестанной молитвы, а остальные – после нелегкой борьбы с собственным грехом – с худыми наклонностями и пороками. Но если благодать обретена, плод один и тот же».
Пост – это время, когда мы с прилежанием учимся быть добрыми и простыми. Богу не нужен наш ум и образование. Он ждет от нас детской красоты. Иеромонах Симон (Безкровный) говорит о том, что жить в благодати – значит научиться желать всем людям спасения. Желая его другим, мы обретаем собственное освобождение от греха и смерти. Самый худший грех – это осуждение. Абсолютная смерть – это гордость. Осуждение и есть проявление гордости. Тот, кто желает всем спасения, смиряется перед всеми, потому что его сердце вместило в себя всех людей.
Когда из нас уходит раздражительность, гневливость и другие страсти мы выходим из собственного мрака и обретаем духовный мир. Христос открывает Себя не тем, кто много думает, читает или говорит о Нем, а тем, кто Его любит. Тем, кто стремится жить и возрастать в Его благодати. Все разговоры о Боге поддерживаются словами, и чем больше сказано будет слов, тем меньше будет понимания. Лишь молчание и молитва гасит огонь бесчисленных споров и слов, и открывает нам прямой путь к постижению Бога. Христос не оставляет без Своей Любви ни одну человеческую душу, открывая ей духовные очи мудрости, чтобы повзрослев, она могла постичь Истину прямо и непосредственно. Божественная Любовь – это твердая пища зрелых душ, обучившихся покаянной молитве, смирению и пришедших в устроение духовного рассуждения. Рассуждение приводит нас к наивысшему знанию – Богопознанию.

Благодарите Бога за каждый день жизни, за каждую возможность духовно возрастать. Время Великого поста встречайте не как унылую повинность, а как радостный момент, когда мы наконец-то отложим в сторону излишнюю суету, прекратим бесконечные блуждания ума по миру, а вернемся к себе, к своему внутреннему человеку, и в тишине сердца скажем «Отче наш». Пускай весь мир с его иллюзорной иллюминацией отойдет на второй план, а останется первый, самый главный, который не исчезнет вместе с моим мертвым телом, а войдет в радость Господа Своего.
Протоиерей Игорь Рябко


09.01.2021

С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ!