ИСТОРИЯ ХРАМА

 

ВОЗНЕСЕНСКИЙ ХРАМ В ТАРХОВО

Уже в XVI веке село называлось Тархово по фамилии своих владельцев (в XVII веке Фёдор Тархов владел одним из соседних сёл). В нем была деревянная церковь в честь святого Симеона Богоприимца.
В писцовых книгах 1594 года читаем: «Вотчина Троицы-Сергиева монастыря село Тархово, что то село с деревнями дала в дом Живоначальныя Троицы и великим чудотворцам Сергию и Никону царя Семиона Касаевича княгиня Марья по духовной грамоте матери своей Авдотьи Андреевой жены Кутузова 6078 (1570) году; в селе церковь Симеона Богоприимца древян верх, а в церкви образы, и книги, и ризы, и свечи. И на колокольнице колокола и все церковное строение Авдотьи Кутузовы; во дворе поп Кузьма. Во дворе церковной дьячок Ивашко, во дворе пономарь Зиновка, во дворе проскурница Анна; пашни церковныя 20 четвертей».
Здесь говорится о том, что при Иване Грозном в 1567–1568 годах село Тархово принадлежало Авдотье Андреевне Кутузовой и по ее завещанию передано ее дочерью в монастырь. Таким образом, с 1570 года и, вероятно, до 1764 года село принадлежало Троице-Сергиеву монастырю.
Во время Литовского нашествия в 1608–1612 годах церковь и село с окрестными деревнями были полностью сожжены, жители убиты или ушли в леса, погибая на морозе среди сугробов.
В писцовых книгах 1625–1626 года Тархово и его местность описывается так: «…пустошь, что было село Тархово, а в ней место церковное Симеона Богоприимца, да великомученика Никиты, да другое место церковное Рождества Богородицы; пашни церковные в пустоши, что была деревня старая, лесом поросло 5 четвертей в поле». Здесь говорится о том, что со времени Ивана Грозного до 1612 года здесь появилась вторая деревянная церковь, Рождества Богородицы, а в первой, Симеоновской церкви, ещё престол святого великомученика Никиты, и интервентами было сожжено всё село с обеими церквями и окрестными деревнями.
Только через несколько десятилетий после окончания Смутного времени село стало понемногу возрождаться. Гораздо позже возобновился храм.
Дело о построении церкви Рождества Пресвятой Богородицы заводилось еще в 1730–1731 годах, по прошению архимандрита Троице-Сергиева монастыря с братией. 19 декабря 1730 года они писали: «Того декабря 18 дня били челом им Рузского уезду монастырской их вотчины села Рождествена приселка Тархова староста Гаврила Иванов, соцкой Козьма Зиновьев и все того приселка Тархова крестьяне, а в прошении своем писали: в прошлых годах до Литовского разорения была у тех просителей в приселке Тархове церковь Божья во имя Рождества Пресвятыя Богородицы, а при той церкви был поп Козьма Иванов с причетники. А от Литовского разорения оная церковь запустела, а оной поп Козьма Иванов умре и после ево детей и родственников никого не осталось; а деды и отцы их за пустотою и за малолюдством своим той церкви Божией не построили и по ныне не имеется; а они просители в прошлых годах тому лет с 70 приписаны в приход Волоколамского Иосифова монастыря села Шестаково в церкви Рождества Пресвятыя Богородицы и духовностию веданы той церкви попу Иакову Васильеву; а оное де село Шестаково и церковь Божия расстоянием от приселка Тархова в верстах в 8 и больши и за такою дальностию со всякими потребами отправлять вышепредъявленный поп Иаков не успевает и за оным не исправлением мужск и женск пол помирает без покаяния, такожде и жены их по рождении бывают без молитв дни по три четыре и больши, а ныне они Тарховские крестьяне, по обещанию своему, на том прежнем погосте в приселке Тархове желают воздвигнуть вновь церковь деревянную во имя Рождества Пресвятыя Богородицы. А к той церкви в попах желают быть Тверской епархии, Клинского уезду из вотчины Ильи Петрова сына Коробова из села Воздвиженского попа Данила Григорьева и просили о строении в том селе Тархове на прежнем погосте церкви и об определении вышеобъявленного попа Данилы из Синодального Казенного приказа дать благословенная грамота».
В справке, данной Синодальным Казенным приказом для решения этого дела, показано, что «по окладным оброчным книгам пустовых церковных земель за 1730 год значится: с церковной земли Рождества Богородицы, да Симеона Богоприимца в вотчине Троице-Сергиева монастыря в пустоши, что было село Тархово, оброку 37 копеек с половиною, казенных пошлин с двух статей по 8 копеек – 16 копеек и те деньги за 1731 год плачены».
Затем по приходу села Шестаково записано: «Вотчины Живоначальныя Троицы Сергиева монастыря в селе Тархове 10 дворов; в дер. Княгинине 9 дворов; в дер. Туболове 8 дворов; в дер. Рыкове (не указано), в дер. Тарасове 19 дворов; в дер. Остафьеве 25 дворов; в дер. Милухине (не указано), в дер. Кобылине 17 дворов, итого в приходе в вотчине Троице-Сергиева монастыря 88 дворов… При сей выписке выборной села Тархова Федосей Иванов сын Паленой в сказке показал, что ежели указом повелено будет в селе Тархове на прежнем церковном месте построить вновь деревянную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы и у той церкви он выборной того села Тархова со всеми крестьянами желают быть означенному попу Тверской епархии Клинского уезда из вотчины Ильи Петрова сына Коробова из села Воздвиженского попу Данилу Григорьеву, да дьячку, пономарю, просвирне, которым под дворы и на пропитание де будет пустовая церковная земля, что было село Тархово, которой написано по писцовым книгам 133 и 134 (1625–1626) гг. 25 четвертей в поле, а в двух потому ж, также довольствоваться будут от подаяния будущих при той церкви приходских людей, которые имелись после Литовского разорения в приходе Волоколамского Иосифова монастыря села Шестакова, а именно в сельце Тархове 5 дворов, да в приписных к тому селу деревнях: Туболове 2 двора, Княгинине 6 дворов, Рыкове 4 двора, Тарасове 7 дворов, Остафьевой 11 дворов, Милухине 4 двора, Кобылине 2 двора, итого 41 двор средние; а в той церкви вино церковное, свечи, ладан, и прочие к церковному употреблению принадлежности отправляться будут от них, просителей безостановочно; а данные и прочих сборов деньги, что на тое церковь положится платить будет поп с причетники».
12 февраля 1731 года определением Синодального Казенного приказа велено было архимандриту Варлааму с братией строить описанную церковь «по подобию прочих святых церквей и как построена будет и в то время бить челом о освящении той церкви и о освящении антиминса и кому святить в оном же Казенном приказе, и означенному попу Данилу Григорьеву велеть же из Тверской епархии принесть отпускную и бить челом о определении для служения в новопостроенной церкви».
Тот же архимандрит Варлаам с братией Троице-Сергиева монастыря 29 декабря 1736 года входил с прошением в Синодальный Казенный приказ об освящении новопостроенной церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы в селе Тархове и о выдаче антиминса. На прошении епископ Коломенский и Каширский Вениамин написал резолюцию: «Дать о посвящении указ и освященный антиминс с 1737 году февраля 7 дня». В этот день указ был выдан причетнику Рузского Воскресенского собора Ивану Федорову.
О Рождественской церкви в приходных окладных книгах Патриаршего Казенного приказа «жилых данных церквей» в 1737–1739 по Рузской десятине записали так: «Церковь Рождества Пресвятыя Богородицы в вотчине Троице-Сергиева монастыря, в Рузском уезде, в присёлке Тархове, которая построена на пустовой рождественской земле».
В 1764 году по указу Екатерины II о секуляризации монастырских владений село перешло из Троицких вотчин во владение Экономического ведомства, позднее – Министерства государственных имуществ. Это означает, что жители Тархова и окружающих деревень уже были относительно свободны в развитии своих хозяйств и не зависели от воли помещиков. Из местных крестьян пополнялись ряды рабочих близлежащих и московских фабрик и заводов.
С 1764 года до 1788 года тарховская церковь находилась под духовным началом Переяславской епархии (г. Переяславль-Залесский) и именовалась так: «Переяславской епархии Рузского уезда Клинской десятины села Тархова церковь Рождества Пресвятой Богородицы».
В 1781 году в церкви служили священник Максим Савин, диакон Никита Максимов, дьячок Иуда Петров. К приходу относились деревни Княгинино, Рыково, Тарасово, Кобылино. Всего поселян – 530 душ мужского и 535 женского пола.
При изменении уездных границ Тархово с деревнями вошло в Клинский уезд.
В конце XVIII века начали строить вместо деревянной новую, кирпичную церковь. Освящение главного, Вознесенского престола в холодной (летней) церкви состоялось в 1800–1801 годах. В тёплой зимней церкви – в трапезной – были устроены приделы в честь Рождества Пресвятой Богородицы и преподобного Сергия Радонежского. Служил в церкви в 1802 году священник Даниил Евросимов. Окончательно храм был достроен и освящён в 1805 году. Средства на строительство были выделены московским купцом А.И. Кудашниковым.
В 1850 году в церкви служил священник Михаил Стефанов.
По данным 1874 года, в приходе Вознесенской церкви, в селе и деревнях, насчитывалось 267 крестьянских дворов, в которых проживали 999 душ мужского и 1151 душа женского пола.
Кирпичная церковная сторожка была выстроена в 1887 году. Вероятно, к этому времени можно отнести и строительство кирпичной церковной ограды с воротами.
До 1917 года настоятелем храма был священник Алексий Львов, псаломщиком – Василий Поспелов.
В советское время церковь постигла участь, типичная для большинства храмов.
С 1917 по 1926 год настоятелем Вознесенской церкви в с. Тархово был священник Виктор Викторович Рябков. В июне 1918 года о. Виктор был арестован органами ЧК Клинского района за контрреволюционную агитацию, но за недоказанностью обвинения отпущен. В 1926 году он переводится настоятелем в Ахтырскую церковь с. Алферьево. (Сведения о нем помещены в описании Ахтырской церкви.)
До 1930 года псаломщиком, а затем диаконом в Вознесенской церкви служил Петр Остроумов – сын священника Петра Остроумова, служившего в Троицкой церкви с. Троицкого. Затем диакон Петр был переведен в Вышний Волочок Тверской области, где был арестован в ноябре 1937 года и осужден на 10 лет лагерей. Дальнейшая его судьба неизвестна.
Во время Великой Отечественной войны церковь была временно закрыта, так как в течение нескольких дней немецкие солдаты использовали ее для содержания русских военнопленных.


Со священником, который был настоятелем храма после войны, произошел такой случай. Когда он учился в духовной академии, у него пропало желание стать священником, и он перевелся на иконописное отделение. Началась война, и этот человек пошел на фронт. После сильного взрыва его засыпало песком, и когда он понял, что сейчас задохнется, то взмолился: «Господи, если я останусь жив, буду священником!» Он выжил и после войны стал настоятелем Тарховской церкви.
В 1962 году храм был закрыт, и в нем разместились стеклодувные мастерские. В алтарной части расположилась контора. Эти годы оставили свой след – закопченные стены, разбитые полы. Внутри храма были устроены перегородки, заложены центральный и южный проемы в алтарной стене. С северной стороны к церкви пристроено кирпичное здание, с западной и южной стороны к колокольне – деревянные сараи.
В храме сохранился двухъярусный с трехъярусной центральной частью иконостас с позолоченной резьбой, предположительно относящийся к 1840-м годам, с позднейшими резными накладками. Полы в тра­пезной выложены из белокаменных плит. Сохранились кованые железные двери и металлические ре­шетки на окнах.
В целом здание церкви Вознесения Господня сохранилось до нашего времени. Утрачены внутренняя и наружная фактура стен и вся служебная утварь. Церковная ограда за последние десятилетия была разрушена, до нас дошел только фрагмент ее кирпичных арочных ворот. Сохранилась, хотя и в поврежденном виде, церковная сторожка. Именно в ней в 1994 году возобновились богослужения.
Настоятелем храма с 1997 года является протоиерей Борис Рожков. В 2010 году митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий наградил его за плодотворный труд на благо Церкви епархиальной медалью «За жертвенные труды» III степени.